История Старой Ладоги

Вверх

Старая Ладога как явление культуры и истории

А. Кирпичников, Л. Губчевская.

 

Комплекс памятников истории, культуры и архитектуры Старой Ладоги и ее окрестностей имеет выдающееся национальное и международное историко-культурное, природное, музейное, туристское, образовательное и научно-исследовательское значение. 160 архитектурно-археологических памятников Старой Ладоги запечатлели более чем тысячелетнюю историю Российского государства и его соседей. Старая Ладога явилась первой столицей Древнерусского государства-империи Рюриковичей. Старая Ладога, или как она называлась до 1704 года – город Ладога, входила в число десяти древнейших исторических русских городов. Основание этого центра свидетельствовало о стремлении славян к Балтийскому морю, к свободной торговле, прямому общению людей Запада и Востока. В этом месте нашего Отечества впервые было установлено регулярное сообщение Руси с Северной и Западной Европой. Своим стремительным возвышением Ладога была обязана ключевому положению на евразийских Балто-волжском и Балто-черноморском торговых путях, которые пролегали по крупнейшим рекам Восточно-Европейской равнины, – Волге и Днепру и вели в Арабский халифат и Византию.

В течение многовекового развития Ладога защищала северные границы Руси и одновременно выдвинулась в качестве фактора, повлиявшего на ход европейской истории. На примере города Ладоги обнаруживается, как почти двенадцать веков тому назад усилиями многих народов, в первую очередь славян, скандинавов и финнов создавалась единая Европа без границ и национальных предрассудков. Модель исторического развития Ладоги поучительна и в наши дни для обращения к свершениям прошлого, расширению международного гуманитарного сотрудничества. Организованный в 1984 году Староладожский музей-заповедник федерального значения выступает хранителем фундаментальных движимых и недвижимых культурных ценностей русской и международной истории и культуры.

Изучение ладожских древностей имеет солидную научную традицию. Древний культурный слой, окрестные сопки и курганы, архитектурные сооружения не раз привлекали внимание историков и археологов. Эти изыскания начались в 1708 году, раньше, чем в каком-либо древнем русском городе, и продолжаются по настоящее время. В Старой Ладоге раскрыты точно датированные напластования, связанные с ее возникновением и развитием в VIII – XV веках. По наличию столь древнего и к тому же прекрасно сохранившегося культурного слоя Ладога среди исторических городов пока не имеет себе равных. Кроме общерусского изучение Ладоги имеет и общеевропейское значение, так как охватывает древности не только славян, но и норманнов, финнов, балтов, фризов, волжских булгар, арабов и других народов Старого Света. Здесь найдены скандинавские украшения, средиземноморские бусы, балтийский янтарь, фризские гребни (Фризия – древняя область на месте нынешней Голландии), финская утварь, куфические монеты, стеклянные изделия Кавказа и Средней Азии, славянские головные украшения – височные кольца и славянская глиняная посуда. Ни один древнерусский город не обладает столь древними и выразительными частями археологически выявленных деревянных построек. Здесь обнаружены остатки плотной застройки, состоящей из одно-, двух-, трех камерных домов, а так же разнообразных хозяйственных сооружений. Благодаря этому можно воссоздать планы целых кварталов и облик самих сооружений. Почти в каждом доме обнаружены следы ювелирного производства. Ладожане в VIII – X веках изготовляли вещи из стекла, кости, бронзы, янтаря, железа, дерева. Часть из них обменивались или продавались в более далекие страны. В период раннего средневековья Ладога – своеобразный город мастеров – ювелиров.

В первые века своего развития Ладога стала известна в Европе как город международной значимости. Она выдвинулась как славяно-финско-скандинавский торгово-ремесленный центр на пути из “ варяг в греки” и из “варяг в арабы”. Через Ладогу на кораблях везли меха, оружие, невольников, всевозможные украшения, ткани, предметы роскоши, утварь, пряности и благовония. Главным образом отсюда страны Балтики в VIII – X веках получали основную в то время платежную единицу – арабские дирхемы. Ладога в то время была не только транзитным портом, но и сама наладила торговлю с окрестными финнами и более далекими племенами и народами.

Непрерывное изучение Ладоги трудами Староладожский археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН и коллективом Староладожского музея-заповедника, а так же учеными Москвы, Санкт-Петербурга и других городов обогатило отечественную историю рядом первоклассных открытий. Примерно 300 – 400 археологических находок поступает в музей ежегодно и пополняет его фонды и экспозиции.

Этапы истории и строительства

Ладога была основана не позже 750 годов в низовьях реки Волхов. Спил выявленной древнейшей постройки датируется 753 годом. Возникнув наряду с другими раннегородскими образованьями на Балтике как разноэтническое торгово-ремесленное поселение на транс европейской магистрали, Ладога в силу особенностей своего расположения становится сначала форпостом Балтийской цивилизации на пути к богатствам Востока, затем политическим центром складывающегося Русского государства, наконец, крупным древнерусским городом с населением около тысячи человек.

Первое столетие своего существования Ладога была главным центром федерации северо-славянских и финских племен. Уже в тот период она контролировала многорядные волховские пороги и была лидером своей волости, протянувшейся вдоль нижнего течения реки Волхов почти на 60 километров. В этой зоне располагались контрольные пункты, обеспечивавшие прохождение судов и досмотр грузов, а также небольшие укрепленные городки, остатками которых являются ближайшие к Старой Ладоге городище у деревни Новые Дубовки и городище на речке Любша. На этом последнем, находящемся на правом берегу Волхова, на территории бывшей базы художников неподалеку от Старой Ладоги, археологическая экспедиция под руководством доктора исторических наук Е.А. Рябинина обнаружила едва ли не самую древнюю каменно-земляную крепость на севере России. Аналогичные сооружения, имевшие каменный панцирь, изнутри присыпанный землей, известны у западных славян.

В ходе дальнейшего развития с Ладогой связан один из переломных моментов русской истории. В 862 году, возможно, после смерти последнего представителя славянской династии, князя Гостомысла, сюда был приглашен по сообщениям летописи знатный скандинав Рюрик с братьями и дружиной. Тогда Ладога становится резиденцией скандинавского выходца Рюрика, в дальнейшем основателя правящей династии. Так этот город оказался первой столицей складывающейся империи Рюриковичей. Вплоть до начала XII века этот город являлся фамильным владением представителей этой династии.

Время Рюрика и его приемника князя Олега Вещего оставило в Ладоге выразительные следы. Археологические открытия 1991 года дали материалы, позволяющие сделать предположение, что во второй половине IX века посад формировался по определенному землеустроительному плану. Деление городской территории на стандартные по размеру участки – свидетельство определенного порядка городского землепользования и наличие администрации, осуществлявшей раздел территории.

Для отражения набегов со стороны заморских варягов, охраны места сбора дани и усиления контроля за волховским торговым путем в Ладоге не позже конца IX – начала X веков была построена, возможно, первая на Руси цельно каменная крепость. Эта постройка претендует на то, чтобы считаться самым необычным оборонительным каменным сооружением первых веков русской истории. Начало отечественного каменного дела получило, таким образом, новую необычайно древнюю дату своего отсчета. Не исключено, что это укрепление было построено при князе Олеге Вещем, который в 882 году “нача городы ставити”. Тем самым конкретизируется едва ли не первый стратегический план укрепления населенных пунктов, который в масштабе всей страны выдвинуло молодое государство, как только были объединены его северные и южные территории.

В отличие от ряда синхронно с ней существовавших поселений такого рода Ладога не меняла своего места расположения, и жизнь в ней никогда не замирала. Поселение уже тогда располагалось по обоим берегам Ладожки и вдоль Волхова, возле крепостного мыса, территория которого была освоена значительно ранее – еще в эпоху неолита и раннего металла: IV – II тысячелетия до нашей эры.

Первое достоверное упоминание о Ладожском посаде относится к 997 году, когда норвежский ярл Эйрик во время набега его сжег. Около 1000 года на месте каменной, разрушенной в 997 году, строится новая деревоземляная крепость. С 1020 года Ладога находилась во владении великой киевской княгини Ирины. В низовьях Волхова образуется русско-норманское ярлство. Его задача – оборонять северные рубежи страны. Ярлство занимало значительную территорию. Установлено, что власть Ладоги издревле распространялась и за пределы ее заселенной приречной волости. Приладожский чудь, лопь, ижора входили в VIII – XI веках в состав ее земли, поставляли в этот город лучшие на севере меха, покупали местные городские и привозные товары, платили дань.

По мере затухания международной евразийской торговли Ладога все более втягивается в орбиту внутригосударственных дел. Во второй четверти XII века власть в городе переходит в руки новгородской администрации.

В VIII – IX веках сложился градостроительный объем Ладоги, приречного поселения, полосой протянувшегося по левому и частично правому берегу Волхова и охватывавшего территорию 10 – 12 га. Центром поселения была крепость, располагавшаяся на мысу, образованном реками Волховом и Ладожкой. С севера, юга и запада к ней примыкал посад. Территория города была окружена могильниками. При этом разные этнические группы, образующие городскую общину, хоронили своих умерших в определенных местах. Так, напротив крепости на противоположном берегу Волхова, в урочище “Плакун” обнаружен норманнский могильник IX – X веков. Наиболее значительные погребальные сооружения первых поселенцев, сопки, расположены по берегам реки Волхов. Они насыпались в VIII – X веках и, как полагают, впервые были применены именно в Ладоге и ее окрестностях, а уже затем распространились на более широкую территорию славянского заселения Новгородской земли. Располагаясь по берегам Волхова в окрестностях Старой Ладоги, сопки образуют своеобразный сакральный путь при въезде и выезде из города. Они хорошо видны с воды и являлись, несомненно, объектом поклонения горожан своим умершим предкам и родичам. Среди сопок выделяется одна из самых величественных, которую местная традиция связывает с погребением князя Олега Вещего. В целях сохранения исторического пейзажа раскопки сопок прекращены и планируется реставрация разрушенных.

XII век отмечен для Ладоги небывалым размахом каменного строительства, отражавшего её продолжавшийся мощный рост как военно-оборонительного и торгово-ремесленного центра. Под 1114 годом “Повесть временных лет” сообщает о закладке ладожским посадником Павлом новой каменной крепости. Возведение необычного для того времени каменного укрепления было вызвано стремлением обезопасить окраинную область Руси, создать базу для новгородской колонизации севера, для античудских походов и христианизации финских племен. Местами значительные части этого сооружения были обнаружены вмурованными в кладку более позднего времени. Ладожская крепость предвосхитила распространение каменных сооружений на Руси, начавшееся в основном столетием позже, и вплоть до конца XV века обеспечивала безопасность города и всего нижнего Поволховья.

Войдя в течение второй четверти XII века в состав новгородской земли, Ладога наряду с Псковом заняла влиятельное автономное положение. Свидетельством этого явилось беспрецедентное для столь короткого срока строительства здесь в третьей четверти XII века сразу шести каменных храмов, которые в определенной градостроительной системе расположились вдоль Волхова и Ладожки, образуя кончанскую структуру посада. Именно в Ладоге был впервые принят тип приходского крестово-купольного храма, который потом распространился в других русских городах. Из шести воздвигнутых тогда храмов полностью сохранились два: церкви Успения Богородицы и Георгия Победоносца. Храм Святого Георгия по пластической выразительности и изяществу архитектурных форм, уникальной фресковой росписи выдвигается в разряд памятников мирового значения. Века пережила чудом, полностью сохранившаяся композиция “Чудо Святого Георгия о змие” - одно из лучших творений средневекового греко-русского искусства. Святой воин, словом усмиряет змия – олицетворение мирового зла. Как и в Новгороде, в Ладоге не позже XII века сложились городские районы – концы. Их было шесть по числу храмов. На смену евразийского торгового значения Ладоги пришло евробалтийское. Преимущественно через Ладогу осуществлялись связи Руси с Готландом и странами Северной и Западной Европы.

1164 год отмечен героической обороной Ладоги и Приладожья от шведов. Возведение серии каменных храмов и восстановление после 1164 года деревянной застройки свидетельствуют о значительном экономическом благосостоянии города в последний период его домонгольского развития. Территория посада достигала 14 - 15 га. Вплоть до XIV века Ладога оставалась самым северным городом и портом Руси. Одновременно она защищала северные рубежи новгородской земли.

Историческая миссия Ладоги, в период раннего и зрелого средневековья возглавлявшей оборону Онежской и Ижорской земель и водного пути по Неве и Ладожскому озеру, во многом способствовала сохранению всего этого региона в составе Руси.

Вхождение Ладоги вместе с Новгородом в конце XV века в состав Московского государства сопровождалось новым каменным строительством. В связи с развитием артиллерии и опасности шведского вторжения была коренным образом переделана твердыня XII века, на ее месте возникла мощная пятибашенная цитадель. Значительная часть этой крепости сохранилась и поныне, частью в восстановленном виде. В 1584 – 1585 годах к югу от каменной крепости был сооружен новаторский для своего времени деревоземляной “город” с тремя бастионами. В то же время модернизируют и каменную цитадель. Таким образом, в Ладоге в IX – XVI веках последовательно возводились каменные и дерево-земляные этапные оборонительные сооружения. Ныне они составляют необычный, едва ли не самый архитектурно показательный в России, “музей фортификаций”. Археологи надеются найти еще одну ладожскую крепость, несомненно. Существовавшую в VIII веке.

Начало XVII века – Смутное время – тяжелый период в истории Ладоги: в 1610 году ее захватили шведы. Вплоть до 1617 года – года заключения Столбовского мира – город оставался под властью иноземцев. После их ухода граница со Швецией стала проходить в сорока километрах западнее Ладоги. Ладога становится порубежным городом. Какой же представлялась Ладога после возвращения её под власть русского государства?

В Ладоге продолжали существовать шесть монастырей, основанных в зрелое средневековье: на левом берегу – Георгиевский застенный, Успенский, Иоанно-Предтеченский, Никольский и Рождественский и один, Васильевский, - на правом берегу. Упадок и запустение в начале XVII века привели к исчезновению деления города на концы и прекращению каменного строительства. Что касается храмов, то большинство были разрушены или пришли в упадок. Восстановительные работы по церквям начались сразу же после ухода шведов. На руинах церкви Святого Климента возник деревянный храм. В 1646 году построена в крепости церковь Дмитрия Солунского. В Никольском монастыре 1668 и 1678 годах восстанавливают на старых основаниях церкви Никольскую и шатровую Иоанна Златоуста, разоренные “от немецких людей”. В том же монастыре в 1692 году появляется каменная колокольня.

На другом конце Ладоги в Иоанновском монастыре в 1695 году возведен каменный пятиглавый храм с приделом Параскевы Пятницы. Этот ансамбль имеет особое градостроительное значение, ибо располагается на самой высокой отметке Старой Ладоги, у излучины Волхова, завершая собой и её перспективу с юга. Одновременно с этим усилилась градообразующая роль Васильевского монастыря, стоявшего напротив Ладоги. В 1620 году он имел два храма – один Василия Кессарийского, каменный, другой Благовещения, деревянный. Благодаря этому ансамблю сложившаяся система городских доминант получила пространственное развитие, а оба берега Волхова оказались композиционно связаны друг с другом. К концу XVII века Ладога полностью обустроилась и лишь каменная и земляная крепости требовали ремонта, который все время откладывался.

Ладожский пожар 24 апреля 1702 года совпал с подготовкой Петром 1 после поражения под Нарвой новых наступательных операций. Его целью стало взятие Нотебурга (Орешка), захваченной шведами крепости у истока реки Невы. Для этого в Ладоге было сосредоточено свыше 16000 человек. Отсюда войска в августе 1702 года направились по старому тракту к Нотебургу. В результате взятия Орешка шведская граница была отодвинута далеко на запад, и Ладога потеряла прежнее военное значение. В 1704 году последовал указ Петра 1, по которому административный центр уезда из Ладоги был перенесен в только что основанный город, Новую Ладогу. Ладога же получила приставку “Старая”. В 1714 году в ней был упразднен гарнизон. Оставшееся в Старой Ладоге немногочисленное население занималось сельским хозяйством, рыбной ловлей и обслуживанием навигации по Волхову.

Указ Петра 1 как бы законсервировал существовавшее старое поселение. Старая Ладога, превратившись в тыловой населенный пункт и утратив статус города, в значительной мере сохранила свою историческую топографию и планировку, восходящие, по крайней мере, к XII веку. В современном селе повсюду сохранились подлинные следы минувшего.

В конце XVIII - начале XIX веков просветитель и меценат А.Р. Томилов в своей усадьбе “Успенское” собрал богатую коллекцию произведений русских художников. Его стараниями заглохшее было село становиться центром искусств. Здесь обсуждались творческие замыслы, формировались художественные вкусы, создавались трактаты по эстетике.

Поселок Старая Ладога и прилегающие территории в настоящее время являют собой не просто редкое сосредоточение памятников архитектуры, истории, археологии, но и природы. Памятниками природы являются пойма речки Заклюки, пойма реки Ладожки, склон правого берега Волхова, усадебный парк “Успенское”. На правом берегу ландшафт высокого берега является не столько фоном, сколько первостепенным элементом исторического пейзажа.

Местность, где расположена Старая Ладога своеобразный ландшафтный оазис. Он полосой тянется примерно на два километра от Малышевой горы на севере до нагорья – урочища Победище на юге. На западе эта территория ограничена грядой с населенным пунктом Ахматова Гора, на востоке рекой Волховом с находящимися на правом берегу деревнями Чернавино и Лопино. Близость воды, плодородные долины протекающих здесь рек Ладожки и Заклюки, ручьев Грубица и Стрековец (ныне пересохли), транспортная доступность, хозяйственные удобства – все это создавало особые условия для компактного проживания и строительства, доступа к корабельным пристаням, освоения земельных угодий и рыбных ловель. Исторический ландшафт Старой Ладоги с его загадочными береговыми сопками сохранился в основе и за пределами своего ядра – “оазиса” и даже в современном и несколько изменившемся виде оставляет неотразимое впечатление.

25 июля 1984 года по распоряжению Совета Министров РСФСР №999-р на базе Староладожского краеведческого музея и памятников истории и культуры села Старая Ладога был создан Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. В 1995 году его федеральный статус закреплен Указом Президента Российской Федерации. Создание заповедника предотвратило разрушение многих исторических объектов.

В составе заповедника, охватывающего около 190 га, имеется 160 памятников архитектуры и археологии. На территории заповедника открыты и действуют несколько музеев. В Каменной крепости в Воротной башне демонстрируются экспозиции “Военно-политическая история Ладоги VIII – XVII веков” и “Неолит Южного Приладожья”. Почти после пятнадцатилетней реставрации открыта церковь Св. Георгия с её выдающимися фресками. В центре села приводится в порядок бывший дом купца Калязина, где разместятся экспозиции “Ладога эпохи викингов”. Здесь также будут демонстрироваться выставки современной живописи и графики. В музейном собрании более 120000 музейных предметов. В музее работают около сорока человек. Научным коллективом музея-заповедника проводится большая научно-исследовательская, фондовая, просветительская работа. Проводятся научно-практические конференции “Северо-Западная Русь в эпоху средневековья” и научные чтения “Ладога и Северная Европа”. Музей-заповедник в Старой Ладоге становится одним из ведущих музейных центров Северо-Запада. Повышение статуса музея и признание его в качестве объекта особо ценного наследия народов Российской Федерации было бы высоко оправданной и дальновидной мерой по спасению и защите отечественной культуры.

Музей-заповедник переживает ныне не лучшие времена. К сожалению, практически прекращена реставрация ряда аварийных архитектурных сооружений. Под угрозой уничтожения находится древнейшая в Восточной Европе “Варяжская улица”. Гибнут необжитые каменные здания в северной части села. Потребовались огромные усилия, чтобы продвинуть восстановление церкви Успения XII века. Благодарны ОАО “Волховский алюминий” за помощь в реставрации заброшенной церкви Алексея - человека Божия. Сохранение и изучение фундаментальных ценностей русской международной истории, которое развернуто в Старой Ладоге невозможно без постоянной государственной помощи. Возродить первую столицу Руси можно только, объединив усилия федеральной и местной властей, научных, общественных и благотворительных организаций. Первые результаты таких усилий уже проявились в 1997 году. В поселке на берегах Волхова состоялись, едва ли не впервые в нашей стране, выездные парламентские слушания, посвященные исторической значимости Старой Ладоги. Эту же тему в 1998 году обсудил на двух заседаниях Президиум Санкт-Петербургского научного центра РАН под председательством вице-президента РАН, академика Ж.И. Алферова. Принятые решения преследовали цель обобщить материалы новых открытий и сберечь историко-культурное наследие замечательного места России.

В 2003 году Старой Ладоге исполнится 1250 лет. В конце 1998 года со стороны государства сделан первый весомый вклад в подготовку к юбилейным торжествам. Президент Б.Н. Ельцин подписал распоряжение о выделении трех миллионов рублей из своего резервного фонда для создания как сказано в документе, на базе Староладожского музея-заповедника целостного культурного, научно-исследовательского и туристического центра.

Старая Ладога, село-музей с великим прошлым и с разнообразными памятниками истории и культуры, достойна самого бережного сохранения и изучения. Здесь нельзя пренебречь исторической традицией. Ведь древний город в низовьях реки Волхов, самый первый и выдающийся предшественник Санкт-Петербурга, олицетворяет вечное стремление славян и русских иметь свободный доступ к Балтике, её морским путям, к открытому общению с цивилизованным миром.

Рекомендуемая литература:

Бранденбург Н.Е. Старая Ладога. СПб., 1896.

Романченко Н.А. Святыни и древности Старой Ладоги. СПб., 1902.

Старая Ладога. Материалы археологических экспедиций. Л., 1948.

Орлов С.Н. Старая Ладога. Л., 1960.

Лазарев В.Н. Фрески Старой Ладоги. М., 1960.

Гоголицын Ю.М., Иванова Т.М. Архитектурная старина. Л., 1971.

Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977.

Булкин В.А., Овсянников О.В. По Неве и Волхову. Л., 1981

Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли.,1984.

Васильев Б.Г. Старая Ладога. Л., 1984.

Средневековая Ладога. Новые археологические открытия и исследования. Л., 1985.

Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996.

Древности Поволховья. СПб., 1997.

Сяков Ю.А. Тайны Старой Ладоги. Волхов, 1999.

Hosted by uCoz